Почему "домашний кинотеатр в одной коробке" – не кинотеатр?

19 ноября

Этот вопрос становится до смешного традиционным. Такие мысли возникают в очередной раз на вопрос о том, чем же, собственно, отличается свежекупленный комплект блестящей пластмассы, помещенный в одну коробку стоимостью $600 и носящий престижное наименование "домашний кинотеатр", от комплекта оборудования ненормального соседа, потратившегося на $60 000 вместо того, чтобы совершить столь же выгодную сделку.

В целом понятно. Больше, круче, престижнее… а еще? На днях попалась на глаза статья про смартфоны, в которой автор обсуждая появление в мобильных телефонах стереозвучания и в недалеком будущем телевещания, вероятно в шутку заметил, что и домашний кинотеатр в телефоне не за горами. Очень характерная гипербола. Само название “домашний кинотеатр” превратилось в заезженный коммерческий штамп по силе затертости соперничающий с термином “умный дом”. Та ли вещь скрывается под этим названием, что продается? Так, все-таки, что это? Судя по всему, многие давно не ходили в настоящий кинозал. Но, по крайней мере, все пока еще помнят, что это такое. Так ведь домашний кинотеатр – это именно современный кинотеатр, только приспособленный для помещений небольшого размера - дома, короче говоря.

Одной из основ кинотеатра всегда было изображение и именно большое изображение. Дело не только в том, что экран должен соответствовать размерам помещения и количеству зрителей. Упрощенно, можно сказать, что при определенном размере изображения на экране, задействуется не только центральное, но и периферийное зрение человека. Психологически зритель начинает отождествлять себя с событиями происходящими на экране, “живет внутри них”. При небольшом экране это невозможно, зритель воспринимает картинку отстраненно, наблюдая за происходящим. Разумеется, влияние оказывает и качество изображения, но это уже другой вопрос.

Другая основа современного кинотеатра – звук. Причем, многоканальный и в оптимуме, максимально приближенный к естественному звучанию. Для этого задействуются процессоры, раскладывающие записанные звукорежиссером звуковые дорожки к фильму на фронтальное, центральное и тыловое звучание. События на экране в точности связаны со звуковым рядом. Качество звука складывается из многих факторов: это и качество записи, класс аппаратуры звуковоспроизведения, акустических систем и акустических особенностей помещения кинозала. Если все сделано как надо, зритель ощущает “эффект присутствия”. Он как бы находится внутри событий происходящих на экране.

Все это делается с одной целью: зная особенности восприятия человека, техническими средствами воздействовать на него, вызвать эмоции, заставить сопереживать фильму или получить тот адреналин, которого кому-то не хватает по жизни. Это влияет на успех фильма. Зрительский и кассовый. Стоит вспомнить, что Джордж Лукас не начал демонстрацию своих “Звездных войн” пока в кинозалах не смонтировали систему окружающего многоканального звучания. Кстати, не только изображение и звук используются в современном кино. Существуют кинематические устройства – специальные платформы, на которых устанавливаются зрительские кресла и которые перемещаются синхронно с событиями происходящими на экране. Эффект от просмотра фильма существенно больше. Но, все-таки, именно эта технология не для всех, по причине особенности восприятия каждого человека. Многим такое кинематическое воздействие может показаться слишком сильным.

Домашний кинотеатр использует все технологии большого кинотеатра, применительно к помещению меньших размеров. Во многих случаях, небольшое помещение домашнего кинотеатра может даже точнее работать на восприятие, чем большой кинозал. Зритель ведь занимает самое удобное для него место, акустические системы более точно ориентированы, сила и характер звучания наилучшим образом соответствуют положению зрителя.

Естественно, качественно воспроизвести изображение и звук может только аппаратура достаточно высокого уровня, собранная из отдельных комплектующих, каждое из которых выполняет свои функции. Не случайно имеется в наличии большое разнообразие моделей DVD - плейеров, процессоров окружающего звучания, усилителей звука, акустических систем, проекторов, экранов и другой аппаратуры на все возможные варианты построения домашнего кинотеатра. Вопрос в том, какие из них наилучшим образом соответствуют тому, что называется качественным решением для домашнего кинотеатра.

Кроме правильного сочетания компонентов и их грамотной установки, многое определяется классом и стоимостью оборудования. Более дешевый DVD плейер никогда не сможет дать столь же естественную и качественную картинку как дорогой. Дешевый усилитель не обеспечит звучания близкого к естественному звуку. Зачастую, при построении домашнего кинотеатра, компромиссы неизбежны по объективным причинам. Но дело не только в этом.

В гостиной современного дома, где отсутствует затемнение и есть необходимость просмотра не только кино но и телевидения, более уместен не проектор с экраном, а плазменная панель, обеспечивающая большую универсальность. Возможно установить вместе и то и другое, но не всегда получается по бюджету. Теряются ли при этом нюансы при просмотре кино? Да, конечно, но все-таки не в той мере, что при использовании обычного телевизора. Большой яркий экран плазменной панели выглядит зрелищно и при правильном расположении зрителя, несомненно, производит впечатление, чего не скажешь о кинескопном телевизоре.

Можно использовать вместо раздельных блоков процессора и усилителя мощности звука более дешевый моноблок – ресивер с более низкими характеристиками или еще более того – добавить в этот же моноблок DVD плейер и FM радио тюнер. Можно подобрать акустические системы, так называемого, дизайнерского типа: специальной стильной формы, отделки или выполненные из блестящего металла в стиле хай-тек.

Высказывания адептов стерео звука о том, что все акустические системы делятся на дизайнерские и те, которые звучат, можно принимать или не принимать, но большая доля правды в этом есть. Дизайнерские изыски в угоду определенному стилю, нередко жертвуют качеством и приводят лишь к дизайнерской версии кинотеатра, имитирующей функционально полноценный продукт.

Каждый компромисс отдаляет от получения в итоге изделия высокого качества. Сложно сказать, где находится та грань, за которой домашний кинотеатр превращается просто в набор модных коробочек. Мода, рынок диктуют свои правила. Продукт должен продаваться, а издержки должны снижаться. Если человек хочет купить модную фишку под названием “домашний кинотеатр”, он это желание должен реализовать за, практически, любую сумму. Поскольку количество людей готовых потратить маленькие деньги всегда будет преобладать над количеством людей имеющих большие возможности, предложение дешевой техники будет возрастать. Широкая доступность новых технологий не может не радовать, но если эта доступность еще и сочетается с сохранением качественного уровня.

Что же мы имеем там внутри? Если даже производители дорогой аппаратуры признаются, что качество поставляемых комплектующих снижается и они пользуются запасами из ранее сделанных резервов на своих складах, а выход из строя считывающих устройств дешевых DVD проигрывателей после 1,5-2 лет эксплуатации становится обыденным явлением, ясно к чему мы идем. С коммерческой точки зрения, запихнуть все функции в одну стильную коробочку и продать много таких коробочек проще, чем возиться с малым количеством дорогих и сложных систем. Собрать процессор на дешевых чипах, сделать маленький усилитель, с симпатичными акустическими системами и приспособить это к кинескопному или LCD телевизору не так трудно. К тому же многим потребителям вполне хватает качества МакДоналдса от электроники. Вот вызвать такое же эмоциональное воздействие, как большой и сложной системой, такой игрушкой нельзя. Дело тут в объективных физических законах и в восприятии человека, которые изменить невозможно.

Несомненно, недорогой ширпотреб должен иметь место быть. Но “Жигули” не “Феррари”, комиксы - не “Война и Мир” Толстого, а жевательная резинка с запахом апельсина вовсе не апельсиновый сок. Позиционирование по уровню качества и сегментам рынка аппаратуры для создания домашнего кинотеатра остается неизменно актуальным. Кроме того, наверное, нужно определиться с терминами. Считается вполне нормальным, что изделие выполняющее часть более общих функций называется функциональной приставкой. Существует, скажем, дециметровая приставка к телевизору или АОН приставка к телефону. Вполне логично, комплект продающийся в одной коробке под гордым именем “комплект домашнего кинотеатра”, называть, скажем, видео проигрывателем-приставкой окружающего звучания. Или обтекаемо: домашняя развлекательная система. Это будет честно перед покупателем. Но вот торговые сети на это точно не согласятся. “Домашний кинотеатр” звучит гораздо солиднее и продажнее, но стоит учесть, что под этими словами на самом деле может подразумеваться разное.

И дешевые и более качественные вещи имеют право на существование, надо только представлять, что есть что. А пока окончательно терминология не прояснилась, будем ждать появления мобильных телефонов с объемным звуком. Вдруг их назовут “мобильный домашний кинотеатр”?

Информацию предоставил: